Ботанический Сад — ВДНХ: рабочий, колхозница и Эйфелева башня

Сегодня мы совершим прогулку по местности, которая расположена вдоль границы районов Ростокино и Останкинского. В начале пути мы пройдем по землям, ранее принадлежавшим к селу Леоново, вошедшему в состав Москвы в 1917 году.

Ботанический Сад — ВДНХ: рабочий, колхозница и Эйфелева башня, фото

Московский монорельс

Фото: К. Спасский

Самое раннее упоминание села можно встретить в писцовой книге 1573–1574 годов. По одной из версий, происхождение названия относится к первому владельцу села — некому Леону (Левону). В дальнейшем территория переходила из рук в руки, побывав в собственности у князей Хованских, дворянина Павла Демидова, различные военных и гражданских чинов. В состав Москвы Леоново вошло в связи со строительством Московской окружной железной дороги, о которой мы сегодня вновь поговорим.

Пройдя период дачной жизни, местность, на которой ранее было село Леоново, сейчас состоит из множества нитей московской городской ткани: древнего храма, памятников архитектуры советского периода, культурных учреждений и современных уникальных для города парков.

Длина маршрута — 13 км, или 18,5 тыс. шагов.

Ботанический Сад — ВДНХ: рабочий, колхозница и Эйфелева башня  фото

Начнем прогулку с осмотра павильона станции (1) «Ботанический сад», открытой в 1978 году. Выполнена в виде ротонды по проекту архитекторов Николая Демчинского и Юлии Колесниковой. Интересно, что до 1966 года название «Ботанический сад» носили станции «Проспект Мира» (как радиальная, так и кольцевая).

Станция изначально задумывалась как пересадочная на Большое кольцо метрополитена, которое должно было пройти по путям Малого кольца Московской железной дороги. В итоге проект был реализован уже в XXI веке как Московское центральное кольцо (МЦК).

Ботанический Сад — ВДНХ: рабочий, колхозница и Эйфелева башня  фото

Далее пройдем до (2) традиционного китайского парка «Хуамин». Его архитектурные и планировочные решения выполнены в стиле классических домов Северного Китая — «Сыхэюань», по канонам которого четыре здания помещаются фасадами внутрь по сторонам прямоугольного двора. Парк дополнен характерными китайскими парковыми беседками и открытыми галереями. «Хуамин» с площадью 5,25 га является одним из самых крупных китайских парков за пределами Китая.

Кстати, в расположенном рядом Soluxe Hotel во время недавного визита останавливался председатель КНР Си Цзиньпин.

Ботанический Сад — ВДНХ: рабочий, колхозница и Эйфелева башня  фото

Места, на которых расположена (3) Леоновская роща, впервые упоминаются в XVI веке как владения князей Черкасских. С 1743 года перешли в собственность к Шереметьевым, использовались как заповедная зона. Ныне относятся к резервной территории Главного ботанического сада РАН.

Ботанический Сад — ВДНХ: рабочий, колхозница и Эйфелева башня  фото

Так называемый (4) Леоновский дуб расположен в (5) парке «Сад будущего». Он является одним из самых старых дубов в Москве, его возраст составляет не менее трехсот лет. Занесен в программу защиты великовозрастных деревьев «Дубы-патриархи» и в Национальный реестр старовозрастных деревьев России под номером 23.

Сам парк заложен в 2003 году. Является потомком бывшего парка усадьбы Леоново. В советское время территория была застроена частными жилыми домами, на сегодня сохранилась лишь липовая аллея.

Ботанический Сад — ВДНХ: рабочий, колхозница и Эйфелева башня  фото

(6) Леоновский пруд является еще одним отголоском бывшего парка, предположительно он существует здесь с XVIII века.

В долине реки Яузы можно обнаружить (7) трассу для гребного слалома, на которой тренируются каноисты и байдарочники.

Над прудом возвышается (8) Храм положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Построен в 1719–1722 годах в вотчине князя Василия Хованского на месте деревянного храма, известного с первой половины XVII века. Согласно преданию, строительство нового храма было связано с раскаянием Хованского за пристрастие к алкоголю. Является одним из редких московских храмов, который не закрывался в советское время.

Храм успел появиться и в кино. В 1944 году на фоне храма снимали сцену казни Зои Космодемьянской для фильма «Зоя».

Ботанический Сад — ВДНХ: рабочий, колхозница и Эйфелева башня  фото

Вдоль современной МЦК можно обнаружить множество отголосков ее прародителя в виде бывших станций. (9) Вокзал железнодорожной станции Ростокино был построен в 1905–1906 годах по проекту архитектора Александра Померанцева. Сам проект не был уникальным, похожие здания были возведены в качестве вокзалов станций Угрешская и Лефортово.

Ботанический Сад — ВДНХ: рабочий, колхозница и Эйфелева башня  фото

Напротив вокзала расположен (10) станционный двухэтажный жилой дом начала XX века так называемого пятого типа авторства все того же Померанцева. Здесь проживали телеграфисты, сигналисты, сцепщики, жандармы и сторожа.

Ботанический Сад — ВДНХ: рабочий, колхозница и Эйфелева башня  фото

Интересна и соответствующая эпохе постройки архитектура (11) электротяговой подстанции № 29, построенной в 1939 году. Питает окрестные трамвайные линии и депо.

Среди комплекса зданий отстойно-ремонтного электродепо «Ростокино» Московского монорельса можно обнаружить интересный инженерный объект — (12) трансбордер, необходимый для передачи средств рельсового транспорта с одного пути на другой.

Ботанический Сад — ВДНХ: рабочий, колхозница и Эйфелева башня  фото

Заметенный зимним снегом (13) сад «Эдем Воскрешения» («Библейский сад») посвящен основоположнику русского космизма Николаю Федорову — частная инициатива жильца соседнего дома Валерия Борисова. Благоустроенный в 2003 году декоративный сад неоднократно был лауреатом различных городских и всероссийских конкурсов.

Далее пройдем до (14) Дома культуры им. Луначарского, построенного в конструктивистском стиле в 1927–1928 годах по проекту Леонида Веснина как рабочий клуб текстильщиков Ростокинской камвольно-отделочной фабрики.

Ботанический Сад — ВДНХ: рабочий, колхозница и Эйфелева башня  фото

Здесь же можно обнаружить и бывшие корпуса (15) самой фабрики, построенной в 1889 году купцом второй гильдии Вольдемаром Ферманом.

Ботанический Сад — ВДНХ: рабочий, колхозница и Эйфелева башня  фото

Нынешнее (16) главное здание Российского государственного социального университета занимает бывший Дом Коминтерна. Построен по проекту Ильи Голосова в стиле постконструктивизма с элементами ар-деко в 1930-х годов. До роспуска организации в 1943 году здание использовалось Коммунистическим интернационалом (Коминтерном) — международной организацией, объединявшей коммунистические партии различных стран с 1919 года. Местные кабинеты занимали известнейшие (в том числе по отечественным топонимам) зарубежные коммунисты: Пик, Мануильский, Тольятти, Торез, Куусинен, Готвальд, Ульбрихт. С 1960 года здание занимают различные высшие образовательные учреждения.

Ботанический Сад — ВДНХ: рабочий, колхозница и Эйфелева башня  фото

Перед главным зданием РГСУ расположены (17) макеты всех семи «сталинских высоток» Москвы, которые появились здесь в 2018 году.

Ботанический Сад — ВДНХ: рабочий, колхозница и Эйфелева башня  фото

По соседству расположены корпуса (18) Всероссийского государственного института кинематографии имени Сергея Герасимова (ВГИК). Является потомком первой в мире Государственной школы кинематографии, основанной в 1919 году. Одно из образовательных учреждений, относящихся к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации. Перед входом в один из корпусов ВГИКа можно обнаружить парные дуговые кинопрожекторы КПД-50.

(19) Дом № 6 по улице Сергея Эйзенштейна известен как Студийный дом. Построен в 1958 году и был местом обитания множества работников киноиндустрии, таких как Лев Кулиджанов, Андрей Ростоцкий, Илья Фрэз, Борис Дежкин.

Ботанический Сад — ВДНХ: рабочий, колхозница и Эйфелева башня  фото

Завершим прогулку у одного из символов советской Москвы — (20) скульптурной композиции «Рабочий и колхозница». «Идеал и символ советской эпохи», «эталон социалистического реализма» — лишь некоторые из эпитетов, которыми обычно описывают этот монумент.

Концепция скульптуры принадлежит архитектору Борису Иофану, автором пластического воплощения является Вера Мухина. Была сооружена для павильона СССР на международной выставке в Париже в 1937 году, после чего возвращена в Москву.

Основными прототипами для «Рабочего и колхозницы» стали античная скульптура «Тираноборцы» и древнегреческая статуя «Ника Самофракийская» (как пластическое решение).

По словам Бориса Иофана, скульптура «олицетворяет собой хозяев советской земли — рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот».

В 2003–2009 годах была выполнена реставрация скульптуры, ее установили на павильон, повторяющий оригинальный проект Бориса Иофана для выставки в Париже. В цокольной части был открыт Музей Веры Мухиной. В 2017 году «Рабочий и колхозница» были переданы на баланс ВДНХ.

Скульптурная композиция «Рабочий и колхозница», став одним из символов советской эпохи, по забавному совпадению была возведена напротив Эйфелевой башни — одного из символов Парижа и Франции в целом, также построенной к выставке, но только Всемирной 1889 года.

Так, Елисейские поля стали символическим местом не только для парижан, но и для далекой Москвы.

Кирилл Спасский

Читайте также

Фильтр