Бизнес в кризис

В этом году мы стали реже ходить в кино, в ресторанах вместо вина пить коктейли с водкой и меньше покупать машин. В кризис нам придется пересматривать статьи расходов и отказываться от тех трат, которые не являются приоритетными, говорит Диляра Ибрагимова из Высшей школы экономики.
 
«Мой район» рассказывает о том, как уже поменялись потребительские предпочтения.
 
РЕСТОРАНЫ. Их количество практически не сократилось. Но рестораны и кафе меняют меню, рассказал Игорь Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров России. Из-за санкций на европейские продукты из меню исчезают те блюда, в которых они были основными ингредиентами. Но появляются блюда русской кухни.
 
Посетителей у ресторанов, по словам Бухарова, не стало меньше. Но теперь из‑за повышения цен на алкоголь они стали пить меньше вина, а предпочитают заказывать коктейли с водкой или водку в чистом виде.
 
Рост курса евро привел к увеличению рублевой стоимости иностранных алкогольных напитков, в частности пива. Поэтому сейчас открывается большое количество крафтовых пивных. В них можно купить пиво, сваренное в небольших пивоварнях неподалеку от столицы.
 
ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКОВ. Школы иностранных языков готовятся к снижению спроса. В школе «ВКС — International House» сокращают количество классных комнат, преподавателей и сотрудников, рассказал Михаил Бондарев, ее генеральный директор. «Но подводить итоги и говорить о фактах можно будет только через месяц, многие записываются на курсы в сентябре».
 
Во время прошлого кризиса, в 2008 году, падение спроса на иностранные языки было. Из школы уходили те, кто изучал язык для путешествий или общего развития. Но те, кому он нужен был для работы или учебы, находили резервы для продолжения учебы, вспоминает Михаил Бондарев. «По старым ценам люди платили охотно. Но сейчас мы подняли стоимость обучения, и как на это отреагируют клиенты, станет известно через несколько недель».
 

42 % на столько сократились продажи новых автомобилей в России за восемь месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.
 
33,8 % на столько меньше туристов из России выезжало за границу в первом полугодии этого года в сравнении с 2014 годом.
 
Источники: ассоциация европейского бизнеса АЕВ, Росстат.

ФИТНЕС. В фитнес-клубах экономкласса количество клиентов не уменьшается. Отчасти это объясняется тем, что годовые абонементы были куплены в конце прошлого или начале этого года. И они продолжают действовать, а время покупки новых еще не пришло.
 
Но сейчас сети стараются не открывать новых клубов, а направляют средства на развитие уже имеющихся.
 
КИНО. В кинотеатры России теперь ходит меньше людей, чем год назад. В августе этого года билетов купили на 34,6 процента меньше, чем в августе 2014 года. При этом средняя стоимость билетов по сравнению с предыдущим годом выросла лишь на 11 рублей — до 247 рублей. Таковы данные журнала «Кинобизнес сегодня».
 
Кинотеатры теряли зрителей почти все лето. В мае этого года они продали на 16,8 процента меньше билетов, чем в мае 2014 года. В июне — на 1 процент меньше. Но вот в июле из-за ряда громких премьер продажи в кинотеатрах увеличились на 32 процента по сравнению с июлем 2014 года.
 
Кинотеатры стараются зарабатывать на снек-барах и промопродукции, рассказал сотрудник сети кинотеатров в Москве на условиях анонимности. В снек-барах увеличились цены на закуски, которые берут обычно в зал (например, попкорн). Стали продавать, а не раздавать бесплатно промо-продукцию, например, бумажные или пластиковые короны для юных принцев и принцесс.
 
ГОСТИНИЦЫ. В первом квартале этого года в гостиницах Москвы снижалось количество посетителей. «В некоторых падение спроса достигало 30 процентов. Летом рынок стал выправляться. И сейчас по сравнению с прошлым годом число посетителей гостиниц сократилось на три‑четыре процента», — говорит Константин Артемьев, коммерческий директор SkyPoint Sheremetyevo Hotel.
 
В момент падения спроса отели снижали цены на 20‑25 процентов. Но сейчас средний тариф размещения в столичных гостиницах остался на уровне прошлого года.
 
В гостиницах отмечают изменение структуры спроса. Теперь меньше людей останавливаются в отелях во время командировок. Но увеличился поток внутренних туристов, объяснил Константин Артемьев.
 
Произошло перераспределение и иностранных туристов, рассказал сотрудник сети гостиниц «Измайлово».
 
Постояльцев из Европы стало значительно меньше, а гостиницы заполняют туристами из Китая и Кореи, которые приезжают довольно большими группами.
 
ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ. За годы экономического роста россияне сократили расходы на питание (до 32 процентов в общей структуре расходов), но увеличили траты на услуги (в основном на услуги ЖКХ) и непродовольственные товары, рассказывает Диляра Ибрагимова, доцент кафедры экономической социологии Высшей школы экономики.
 
Сейчас, скорее всего, вырастут траты на продукты. От расходов, которые не являются первостепенными, придется отказаться, прогнозирует Ибрагимова. «Уже снизился спрос в сфере туризма, недвижимости. Скорее всего, люди будут отказываться от питания вне дома. Но продолжат инвестировать в себя или детей. Образование и навыки — это то, что позволит в будущем не пропасть».

Читайте также

Фильтр