Место встречи Воланда, Азазелло и Левия Матвея, последний адрес Валентина Серова, барельефы с оригинальной Триумфальной арки XIX века и множество стеклянных кирпичей Фальконье — в нашем материале.
Длина маршрута — 2,5 км, или 3,5 тыс. шагов.
Российская государственная библиотека. Фото: К. Спасский
Начнем прогулку с осмотра (1) Российской государственной библиотеки (РГБ), которая с 1924 по 1992 год называлась Государственной библиотекой СССР имени В. И. Ленина.
Крупнейшая публичная библиотека в Европе и одна из крупнейших в мире ведет свою историю от 1862 года, когда была основана в составе Московского публичного музея и Румянцевского музея. Стала тогда первой бесплатной публичной библиотекой в Москве.
Строительство корпусов РГБ в советское время продолжалось с 1929 по 1958 год. Первая очередь решена в принципах сталинского ампира и является одним из эталонов этого стиля. Проект архитекторов Владимира Гельфрейха и Владимира Щуко гармонично сочетает в себе монументализм и неоклассические формы. Между пилонами фасада расположены бронзовые барельефы с изображением отечественных и зарубежных ученых, философов, писателей.
Сейчас в фондах библиотеки находится более 47 млн единиц хранения на 367 языках мира. Это книги, периодические издания, ноты, карты, изоиздания, электронные документы.
Памятник Федору Достоевскому. Фото: К. Спасский
Перед зданием библиотеки c 1997 года находится (2) памятник Федору Достоевскому. Авторами памятника выступили скульптор Александр Рукавишников, архитекторы Михаил Посохин, Александр Кочековский, Сергей Шаров.
Писатель изображен в возрасте, задумчивым, даже в слегка безысходном настроении и неудобной позе. Как отмечал Рукавишников: «Федор Михайлович интересен тем, что не мог найти себе места. Он попытался копнуть немножко муравейник из человеческих страстишек. Мне это хотелось выразить».
Интересно, что на другой стороне Моховой улицы, на Сапожковской площади, находится памятник юному Достоевскому. Однако задумчивость в образе Федора Михайловича никуда не ушла.
Вестибюль станции «Боровицкая». Фото: К. Спасский
(3) Вестибюль станции «Боровицкая» был открыт в составе первого участка метрополитена в 1935 году в качестве вестибюля станции «Библиотека имени Ленина».
В 1986 году был открыт после перестройки на новом месте (утоплен вглубь от улицы) как совмещенный для двух станций. Авторами «старого-нового вестибюля» выступили Вадим Волович, Лев Попов, Галина Мун.
Дом Пашкова. Фото: К. Спасский
Вид из дома Пашкова. Фото: К. Спасский
(4) Дом Пашкова является одним из самых знаменитых классицистических зданий Москвы. Построен в 1784-1786 годах по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Пашкова, сына денщика Петра I. Считается, что архитектором здания был Василий Баженов.
В 1812 году Пашков дом сильно пострадал при пожаре, восстановлением занимался Осип Бове, изменивший облик здания. С 1861 года в Доме Пашкова располагался Румянцевский музей, основу которого составила коллекция графа Николая Румянцева. После его расформирования в 1925 году все книги были переданы в Библиотеку имени В. И. Ленина.
Сейчас в доме Пашкова располагаются три отдела Российской государственной библиотеки: нотно-музыкальный, картографический и рукописных книг. Также здесь проходят культурные мероприятия.
Архитектуру здания подчеркивает его положение на высоком Ваганьковском холме. По одной из легенд, именно в глубинах этого холма спрятана гипотетическая библиотека Ивана Грозного, которая по легенде ведет свою историю от византийских императоров.
Пашков дом описан в романе «Мастер и Маргарита» как место встречи Воланда, Азазелло и Левия Матвея: «На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий Москвы…».
Интересно, что парадная лестница со стороны Моховой улицы была сооружена только в 1934 году по проекту архитектора Виталия Долганова. Раньше для входа на территорию дома использовались только ворота парадного двора, находящиеся в Староваганьковском переулке.
Доходный дом Шамшиной. Фото: К. Спасский
На улице Знаменке находится (5) доходный дом Шамшиной, строительство которого продолжалось с 1909 по 1911 год. Авторами проекта в стиле модерн выступили Федор Шехтель и Николай Благовещенский.
Угол дома оформлен башенкой над круглым эркером, перекликающейся с бельведером дома Пашкова. Сохранилось декоративное оформление входной группы.
Храм Святителя Николая в Старом Ваганькове, 1986 год. Фото: Snok3 / pastvu.com
За забором дома Пашкова «спрятался» (6) храм Святителя Николая в Старом Ваганькове, первые упоминания о котором относятся к рубежу XV-XVI веков. В дальнейшем многократно перестраивался, последние радикальные изменения произошли в начале XX века. Тогда под руководством архитектора Георгия Евланова был увеличен притвор, возведена звонница псковского типа.
Храм Святителя Николая в Старом Ваганькове. Фото: К. Спасский
В советское время использовалась под библиотеку и склад музейного имущества, пока в 1980-х годах в храме не началась реставрация. Богослужения возобновились в 1992 году. По воспоминаниям современников, в этой церкви любил молиться Гоголь.
Главный дом бывшей усадьбы Аладьиных. Фото: К. Спасский
(7) Главный дом бывшей усадьбы Аладьиных XVIII века известен тем, что в нем жили князь-декабрист Валерьян Голицын, главный дирижер Большого театра Ипполит Альтани, артист Художественного театра Иван Москвин. На рубеже XIX и XX веков дом принадлежал издателю Николаю Пастухову, в нем находилась редакция газеты «Московский листок» — одного из первых ежедневных изданий в России, ориентированных на массовую аудиторию.
В «листке» регулярно появлялись скандальные разоблачения купеческих похождений, занимательные романы и фельетоны. В ней репортером работал и Владимир Гиляровский, упоминавший впоследствии издание в своей книге «Москва и москвичи» (1926).
Хранилище РГБ. Фото: К. Спасский
По соседству находится (8) 19-ярусное хранилище РГБ, построенное на рубеже 30-х и 40-х годов XX века. Пятиметровые междуэтажные перекрытия здания сделаны из железобетона, а промежуточные, приспособленные для перемещения персонала, в виде решетчатых мостиков.
Для доставки и возврата литературы в хранилище с момента постройки функционировала электрическая железная дорога, которую в 1953 году заменил Большой цепной конвейер. Сейчас вместо устаревшей системы доставки документов установлена швейцарская монорельсовая система «Телелифт».
Городская усадьба купца Семенова. Фото: К. Спасский
(9) Городская усадьба купца Семенова 1842 года постройки известна как дом, в котором провел последние три года жизни и умер художник Валентин Серов. Был сооружен по проекту архитектора Николая Козловского.
Подворье Успенского монастыря, 1983 год. Фото: Losinka1 / pastvu.com
Далее пройдем до (10) палат, построенных в конце XVII века. Предназначались для подворья Успенского монастыря Александровой слободы и Флорищевой пустыни. В конце XIX века в них жил Алексей Мартынов — Московский городовой архитектор, один из учредителей Московского архитектурного общества.
Фасад трапезной палаты Аптекарского приказа, 1970-е годы. Фото: Cynocmam / pastvu.com
К бывшему подворью примыкает (11) бывшая же трапезная палата Аптекарского приказа 1676 года постройки. В его ведении находились светские аптекари, доктора и лекари, лекарства, служители. Этот орган также ведал аптеками, сбором и разведением лекарственных растений, закупкой их за рубежом, определял лекарей в полки, учреждал новые полевые аптеки, проводил аттестацию медиков и аптекарей, проверял их дипломы и выдавал годовое содержание, осуществлял трудовую экспертизу служилых людей и судебно-медицинского освидетельствования.
В настоящее время бывшая трапезная является частью Музея архитектуры имени А. В. Щусева.
Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева, 1982 год. Фото: Immos / pastvu.com
Флигель «Руина» Музея архитектуры. Фото: К. Спасский
Сам (12) музей был основан в 1934 году, с 1991 года его экспозиция располагается в неоклассическом доме Талызина XVIII века. Является одним из крупнейших в мире научных центров по изучению и сохранению архитектурного наследия. В его собрании находится более миллиона экспонатов, среди которых — чертежи, фотографии, макеты, модели, обмерные и фиксационные материалы, связанные с историей архитектуры России и других стран.
Скульптурный дворик. Фото: К. Спасский
Во (13) дворике музея выставлены сохранившиеся скульптуры из старинных усадеб, а также барельефы с оригинальной Триумфальной арки XIX века, разобранной в 1936 году и воссозданной в 1960-х годах на Кутузовском проспекте.
Световая инсталляция «Кристалл представления». Фото: К. Спасский
В мае 2024 года здесь же появилась (14) авторская инсталляция «Кристалл представления», созданная главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым.
Для ее создания использовалось 348 стеклянных кирпичей Фальконье — строительного материала эпохи модерна, который в 1886 году изобрел швейцарский архитектор Гюстав Фальконье.
Через ячейки инсталляции Кузнецова проходит динамическое свечение разными цветами, которое синхронизировано с музыкальным сопровождением.
«В названии инсталляции многие узнают отсылку к картине Георгия Данелия “Кин-дза-дза!”, где похожий элемент появляется в кадре буквально на пару минут. Мимолетная вещь, мы не знаем даже, какая у него функция. Кристалл-артист сам по себе является творцом — меняющийся, загадочный, непознанный, но в то же время манящий светом и музыкой. Я решил предложить свой вариант того, чем этот предмет мог бы быть», — так описал свой проект главный архитектор Москвы.
Стоит упомянуть, что и в хранилище Библиотеки имени Ленина для поддержания комфортного светового режима использовались именно эти стеклоблоки, часть из которых сохранилась и до наших дней.
Бывший дом служителей кремлевских соборов, 1990-е годы. Фото: Московский журнал, № 11 за 1999 год
На Воздвиженке не пропустите бывший (15) жилой дом священнослужителей кремлевских соборов с кельями Крестовоздвиженского монастыря, который формировался с конца XVIII века по начало века XX.
Школа имени Гнесиных и памятник Михаилу Фрунзе. Фото: К. Спасский
В 1895 году три старшие сестры Гнесиных основали в Москве частное музыкальное училище, ставшее в дальнейшем Российской академией музыки имени Гнесиных. С 1946 года при ней действует (16) Московская средняя специальная музыкальная школа имени Гнесиных. Сейчас школа расположена в усадьбе Апраксиных-Бутурлиных XVIII века, построенной в стиле классицизм.
В садике перед школой с 1959 года находится (17) памятник советскому государственному и военному деятелю Михаилу Фрунзе. Авторами проекта выступили скульптор Зиновий Виленский и архитектор Зиновий Розенфельд.
Главный дом с палатами усадьбы Левашовых. Фото: Dmitry Markevich / wikipedia.org
Во дворах затерялся (18) главный дом усадьбы Левашовых, в основе которого палаты XVII века. С 1738 года усадьба принадлежала генерал-аншефу Василию Левашову, а позже его потомкам — сыну и четырем внучкам. Здание и усадьба многократно перестраивались, в какое-то время относилось к комплексу библиотеки имени Ленина.
Палаты в основании являются необычным примером здания с разделением на женскую и мужскую половину, каждая из которых имела свои сени с выходами на передний и задние дворы.
Приземлившийся в 1987 году на Большом Москворецком мосту Матиас Руст во время второго посещения Москвы — на фоне здания Генштаба, 1994 год. Фото: Twill / pastvu.com
(19) Архитектура здания Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации относится к стилю советского модернизма. Построено в 1979-1987 годах по проекту группы архитекторов под руководством тогдашнего главного архитектора Москвы Михаила Посохина.
Храм-часовня святых благоверных мучеников князей Бориса и Глеба. Фото: К. Спасский
(20) Часовня Бориса и Глеба на Арбатской площади была построена в 1997 году в память о стоявшем на Арбатской площади храме Бориса и Глеба, известном с XV века. В своей архитектуре часовня повторяет формы Борисоглебской церкви в барочном виде XVIII века, разрушенной в 1930 году.
Особенно эту церковь чтил Иван Грозный, при нем она стала одним из семи московских соборов — главным храмом в определенном приходском округе.
Вестибюль станции метро «Арбатская». Фото: К. Спасский
(21) Наземный вестибюль станции метро «Арбатская» Филевской линии также был открыт в составе первой очереди Московского метрополитена в 1935 году, архитектором выступил Леонид Теплицкий. Изначально на крыше предполагали поместить скульптуру «Метростроевец и красноармеец», но от этой идеи отказались и установили там флагштоки. Интересно, что на платформе станции действует буфет, обслуживаемый столовой № 9 Отдела рабочего снабжения Московского метрополитена.
Часовенный столб на месте Борисоглебского храма. Фото: К. Спасский
Церковь Бориса и Глеба на Арбатской площади, 1920-е годы. Фото: Danushka / pastvu.com
По соседству находится (22) часовенный столб на историческом месте расположения Борисоглебского храма.
Кинотеатр «Художественный». Фото: К. Спасский
Завершить прогулку вы можете посещением одного из сеансов (23) кинотеатра «Художественный». Открытый в 1909 году, он является старейшим кинотеатром Москвы, одним из старейших в мире и одним из немногих действующих кинотеатров, имеющих столетнюю историю. Первоначальный проект был разработан архитектором Николаем Благовещенским. Уже в 1912-1913 годах здание было перестроено Федором Шехтелем, который придал фасаду здания черты неогреческого стиля.
Кинотеатр сразу стал излюбленным местом московской интеллигенции. В советское время здесь проходили премьерные показы важнейших кинокартин, в 1955 году «Художественный» стал первым широкоэкранным кинотеатром в СССР.
Кинотеатр «Художественный», 1959 год. Фото: Slawa / pastvu.com
Здание кинотеатра не раз подвергалось риску сноса во время строительств и реконструкций, проходящих на Арбатской площади. В 90-е годы интерес к искусству упал, поэтому внутри, помимо кинозалов, располагались казино, бар и зал игровых автоматов. В 2014 году «Художественный» был закрыт.
После окончания реставрации, в апреле 2021 года кинотеатр вновь открыл свои двери для зрителей. Надеемся, что сюжеты с казино, игровыми автоматами и потенциальным сносом в стенах «Художественного» будут возможны только на экране одного из его залов.
Кирилл Спасский