С приходом весны на московские улицы выехали многочисленные жужжащие двухколесные транспортные средства — скутеры. Их можно купить даже в супермаркете, для управления ими не нужны права.
Двухколесная анархия Объемы продаж скутеров растут год от года. «Общей статистики рынка не существует, ни одного мало-мальски серьезного исследования рынка мопедов не проводилось, — говорит Игорь Могилев, руководитель отдела продаж салона «Скутер-хаус». — Оно, в принципе, и не удивительно, рынок скутеров довольно дикий, к тому же довольно сложно вести учет продаж средств, не подлежащих регистрации».
Именно простота регистрации привлекает значительное число покупателей. Ну и цена: за 500 долларов можно приобрести вполне приличный мопед.
«Скажу без преувеличения: удовольствие непередаваемое, — рассказывает музыкант Андрей Шамшурин, гитарист группы «Скальпель», не первый сезон передвигающийся по столице на скутере. — Любую пробку прохожу, как нож сквозь масло».
Нет прав — нет ответственности Скутерами обычно называют все двухколесные средства, которые меньше мотоциклов, однако Правила дорожного движения (ПДД) вносят разграничения в эти понятия. Транспорт с двигателями до 50 кубических сантиметров называется мопедами, а выше — мотороллерами. Первые законом приравнены к велосипедам, вторые — к мотоциклам, то есть для того, чтобы ими управлять, необходимы права категории А, госрегистрация и ОСАГО.
«Милиционеры нас практически не останавливают, — говорит Александр Сидоров, организатор московского «Веспа-клуба», сообщества любителей скутеров этой итальянской марки. — На скутере ж не написано, сколько в нем кубов [кубических сантиметров]».
Нет ответственности, есть опасность Вечером 1 апреля москвич Константин Назиди вышел погулять с ребенком, а закончилась прогулка для отца травмпунктом.
«Возвращаясь с прогулки, катил коляску с ребенком к подъезду, — говорит Константин. — Смотрю, едет девочка-подросток на скутере, и вижу, что ее как-то в мою сторону начало кренить».
Избежать аварии не удалось. Молодой отец успел лишь убрать в сторону коляску.
«Дальше был шок и боль, — говорит Назиди, — думаю, ребенок остался жив — и слава богу».
Владелица скутера осталась цела и сразу же скрылась с места происшествия. Пострадавшему Константину же теперь предстоит передвигаться с гипсом на ноге.
Как говорят в пресс-службе столичной ГИБДД, позиция ГАИ по этому вопросу неизменна: необходима регистрация мопедов с любым объемом двигателя и экзамены на вождение. Но, как разъяснил в декабре журналистам Виктор Кирьянов, глава ГИБДД России, с 2008 года планируется ввести права нового образца, но «будет ли там графа о скутерах, вообще остается под большим вопросом».
Буква закона
- Выезжать на мопедах на проезжую часть разрешается лицам не моложе 16 лет
- Водителю мопеда запрещено ездить, не держась за руль, а также перевозить пассажиров (исключение составляют лишь дети в возрасте до семи лет — их можно везти на специальном сиденье).
- Водителям мопедов запрещено двигаться по автомагистралям.
Модель | Год выпуска | Объем двигателя, куб см | Страна производитель | Цена, $ | Продавец |
Suzuki ADRESS | 1997 | 49 | Япония | 700 | motofanat.ru |
Yamaha SC5OZ | 2006 | 49 | Япония | 3 800 | "Максималь" |
Vespa GTS 250 | 2006 | 244 | Италия | 7 800 | Italmoto |
Keeway Hurricane 50 | 2006 | 49 | Китай | 1 200 | Keeway-motor |
Yamaha XP500A — BLACK MAX | 2006 | 500 | Япония | 13 270 | "Максималь" |
Piaggio DIESIS 50 | 2004 | 49,9 | Италия | 2 650 | scooter-tuning.ru |