Каскадеры отметили свой профессиональный праздник
На прошлой неделе в Московском Доме кино, где отмечали свой профессиональный праздник каскадеры, было многолюдно, весело и… небезопасно.
В начале вечера ведущие Ольга Кабо и Дмитрий Харатьян предупредили:
— Друзья, не толпитесь в проходе, занимайте свои места и не покидайте их до конца представления – день каскадеров полон опасностей.
И вовремя. Вскоре в зал верхом на черной лошади ворвался ведущий каскадер конных трюков Евгений Богородский. Лошадь кружилась по сцене, то вдруг вставала на дыбы, то падала на колени, склоняя голову перед зрителями.
В Доме кино собрались бесстрашные актеры, игрой которых многие восхищаются, хотя мало кто знает их в лицо. Сильные мужчины с крепкими мускулами и уверенным взглядом: каскадеры, постановщики трюков, мастера боевых единоборств. Люди, которые делают фильмы захватывающими и зрелищными, рискуют своей жизнью, чтобы сделать кино ярким.
А на сцене цирковая артистка Оксана Сытова изящно взлетала под потолок на воздушных полотнах, эквилибрист Сергей Грибков, рекордсмен Книги рекордов Гиннеса, ходил по проволоке, виртуоз-мотоциклист спас девушку от «хулиганов». Гусары фехтовали с завязанными глазами.
Дмитрий Харатьян выступил вместе с юными воспитанниками своей «Школы гардемаринов», он спел, конечно же, «Не вешать нос!».
Вот группа крепких ребят затеяла нешуточную драку прямо на сцене, ломая мебель. Один кусок полетел прямо в меня. Я вжалась в кресло, но, к счастью, все обошлось. Я подняла обломок, упавший к моим ногам – мне сначала показалось, что это крашеный пенопласт. Но это был кусок бальсы – дерева с самой легкой древесиной. Кстати, впервые в нашем кино его применила Алла Сурикова на съемках фильма «Человек с бульвара Капуцинов».
Она рассказала, как на съемках этого фильма каскадеры помогли ей спасти декорации: городок, который возвели строители-халтурщики, начал заваливаться от ветра.
— Я взяла лопату и стала закапывать столбы, — рассказала Алла Ильинична. — В это время моя группа во главе с директором сидела на берегу моря, играла в карты. А каскадеры встали и пошли со мной. Стали укреплять декорации, которые выстояли до конца картины. С тех пор у меня с ними дружба на всю жизнь, я стараюсь снимать их в каждой своей картине. Эти ребята не любят компьютерную графику, потому что умеют делать все вживую. Это самые верные, самые преданные, самые лучшие люди.
Обычно каскадеры дублируют актеров в сложных эпизодах. Но бывает и так, что звезды экрана выручают каскадеров.
— В картине «Две стрелы» снимался Саша Жизневский. Снимаем сцену: Саша должен прыгнуть с дерева за камень, наткнуться там на женщину-туземку, она выбрасывает его одежду и он убегает голым. Он уперся: «Прыгну с любой высоты, но голым не побегу». Я осмотрела съемочную группу, по фигуре ему подходил Леня Ярмольник. Спрашиваю: «Лёнечка, побежишь?» Он говорит: «Запросто. Только уберите женщин, чтобы они не ослепли от счастья». После съемки Лёня подходит к Саше и говорит: «Дурак ты, дурак. Все равно ведь вся страна будет думать, что бежал ты».
Между прочим, в советских киношколах, мастерских 20-х годов искусству выполнения трюков обучались даже раньше, чем актерскому мастерству. Одной из первых сцен, где актеров заменяли каскадеры, была сцена в фильме Александрова «Веселые ребята». Вместо музыкантов там дрались профессиональные боксеры. А в 1938 году для съемок фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» была сформирована группа трюковых артистов, которые должны были уметь фехтовать, уверенно держаться в седле, уметь падать с пятиметровой высоты. Из 500 претендентов прошли испытание всего 40 человек, которые и были зачислены в эту группу.
Долгое время в отечественном кино для исполнения трюков приглашали профессиональных спортсменов или цирковых артистов. Именно в цирке нашел свою героиню Леонид Гайдай. Юная воздушная гимнастка Наталья Варлей сыграла главную роль в его фильме «Кавказская пленница» и все трюки выполняла сама.
Прекрасная Ольга Кабо рассказала, что сама выполняла многие трюки – например, прыгала с 15-метровой высоты на картонные коробки во время съемок фильма «Крестоносец». Этот трюк был назначен на последний съемочный день, чтобы не потерять артистку, — шутит Ольга. – Было ужасно страшно, но я никогда в жизни не призналась бы в этом. Мужчине, который подтолкнул меня к этому шагу, нельзя было отказать. Конечно, это был Александр Иншаков.
Из Петербурга прилетел поздравить каскадеров Михаил Боярский.
— Без них мало что получилось бы в кинематографе у наших звезд, — сказал он. — Они настоящие мужики. Рискующие и всегда протягивающие руку помощи. Самые лучшие уроки мужества я получил у Владимира Балона, с которым мы дружили много лет, и его товарищей. С ними рядом всегда хочется становиться немного лучше, особенно когда находишься в окружении женщин.
Кстати, Боярский все конные трюки, а также фехтовальные сцены в фильме «Д,Артаньян и три мушкетера» исполнил самостоятельно.
На экране мелькали кадры — взрывы, погони, перестрелки, драки. «Не бойся, я с тобой», «Неуловимые мстители», «Берегись автомобиля», «Пираты 20 века», «Приключения итальянцев в России» и многие-многие старые любимые фильмы.
— Нас часто называют закадровыми героями, потому что мало кто знает в лицо, — говорит Варвара Никитина, единственная в России женщина-постановщик трюков, вице-президент Гильдии каскадеров России. — Но при этом наших каскадеров ценят во всем мире. В Голливуде российские каскадеры дважды получили профессиональную премию. У нас до сегодняшнего дня такой премии не было. Гильдия каскадеров учредила такую премию, мы назвали ее «Альтер-эго», потому что считаем, что мы – второе я актеров. Ведь многие актеры получили славу и признание благодаря каскадерам-дублерам.Женщины-каскадеры России поздравляют Александра Иншакова.
Премию в номинации «За вклад в трюковое кино» на сцене московского Дома кино вручили президенту Гильдии каскадеров Александру Иншакову.