Белые голубки на войне 

Белые голубки на войне , фото

Сёстры милосердия

То, что в районе Сокол есть мемориальный парк Героев Первой Мировой Войны, не очень широко известно. Братское кладбище, открытое в 1915 году, было уничтожено в 30-е годы, часть кладбища была застроена, и теперь на одной территории расположены здание кинотеатра «Ленинград», кафе, детские площадки, эстрада и обелиски павшим воинам, крест, часовня и гранитный памятный знак российским сёстрам милосердия, установленный в 2004 году.

Большая часть мемориала павшим в Первой мировой войне открыта совсем недавно. Памятники авиаторам, солдатам и офицерам, обелиск, часовенный крест — всё это появилось в парке за последние тридцать лет. Само кладбище было устроено по инициативе великой княгини Елизаветы Фёдоровны для «умерших в московских лазаретах воинов настоящей войны». Глава подкомиссии по устройству кладбища-мемориала, главный врач Александровской больницы Сергей Пучков особо отметил: «…на этом кладбище должно быть отведено место для погребения умерших сестёр милосердия Московских общин, самоотверженно работающих в деле служения больным и раненым как в мирное, так и в военное время, и часто умирающих на своём посту от заразных болезней, а иногда и от неприятельского оружия».

Белые голубки на войне   фото

Общины милосердные

Общины женщин и девиц для помощи больным создавались в Европе давным-давно, часто это были монахини, ухаживающие за детьми-сиротами или больными, в мирное время — только за женщинами, а в военное — и за мужчинами. Первая община сестёр милосердия была организована во Франции ещё в XVII веке, и уже тогда сёстры проходили специальное обучение, а община состояла не из монахинь, а из вдов и девиц, не дававших постоянных обетов. К середине XIX века подобные институты были созданы во многих странах Западной Европы, а во время Крымской войны англичанка Флоренс Найтингейл и её соратницы отправились участвовать в театре военных действий в качестве профессиональных медицинских сестёр.

С другой, российской, стороны, в 1854 году была создана Крестовоздвиженская община, первое женское формирование для оказания помощи раненым во время войны. Сергеев-Ценский в своём романе о Севастополе так описывал их вид: «На всех сёстрах были коричневые платья с белыми накрахмаленными обшлагами; ярко-белые и тоже накрахмаленные чепчики на простых гладких причёсках; белые фартуки с карманами и — самое главное и самое заметное — наперсные золотые продолговатые кресты на широких голубых лентах». Лев Толстой в своих «Севастопольских рассказах» тоже упоминает сестёр милосердия в действующей армии: «Одна женщина, лет 50, с чёрными глазами и строгим выражением лица, несла бинты и корпию и отдавала приказания молодому мальчику, фельдшеру, который шёл за ней; другая, весьма хорошенькая девушка, лет 20, с бледным и нежным белокурым личиком, как-то особенно мило-беспомощно смотревшим из-под белого чепчика, обкладывавшего ей лицо, шла, руки в карманах передника, потупившись, подле старшей и, казалось, боялась отставать от неё».

В Крестовоздвиженскую милосердную общину с момента её создания вошло много женщин благородного происхождения. Учредительницей выступала великая княгиня Елена Павловна, а среди 163 первых волонтёрок больше ста были дворянками и только пятеро — монахинями. В 1867 году император Александр II утвердил устав Российского общества попечения о раненых и больных воинах, в 1879-м организация становится Российским обществом Красного Креста. В военных кампаниях члены Общества помогали на фронтах, в мирное время выезжали в районы стихийных бедствий для помощи пострадавшим, боролись с эпидемиями чумы и дифтерита, собирали пожертвования для жертв пожаров, наводнений и голода. Крестовоздвиженская община сестёр милосердия также вошла в состав Красного Креста в 1894 году, к 1915 году в состав РОКК входили 115 общин.

Сёстры милосердия, по мнению доктора Николая Пирогова, были необходимы на фронте уже потому, что «никто лучше женщин не может сочувствовать страданиям больного и окружить его попечениями, не свойственными мужчине». Начало было положено, и после Крымской войны присутствие женщин в военных лазаретах не казалось странным. Более того, именно Россия служила в данном случае примером для других стран, и, по мнению Анатолия Кони, сестра Найтингейл во многом взяла на вооружение именно российский опыт. Ещё в Крымскую кампанию из 120 сестёр Крестовоздвиженской общины, работавших в Севастополе, 17 погибли при исполнении своих обязанностей.

Белые голубки на войне   фото

Римма Иванова, августейшие сестры милосердия

По велению души

С началом Первой мировой войны в стране произошёл невиданный патриотический подъём. Для многих женщин и девушек естественным движением души стало поступление в сёстры милосердия. Если недавно обучение сестёр длилось около года, поступать могли лишь девушки и женщины от 18 до 40 лет и устав был почти монашеский, то с началом войны стали вводиться шести-восьминедельные курсы, после которых помогать в лазаретах на фронте и в тылу отправлялись тысячи женщин. Подобные ускоренные курсы прошла, например, будущая знаменитая скульптор Вера Мухина. Сестрой милосердия в Первую мировую пошла работать дочь Льва Толстого Александра. К 1917 году в российском Красном Кресте работали уже около ста тысяч сестёр милосердия. О сестринской работе царицы Александры Фёдоровны и её дочерей Татьяны и Ольги широко известно — сохранились фотографии великих княжон и императрицы в сестринских чепцах и фартуках.

Впрочем, воспоминания сохранили и истории о том, как императрица и её дочери подавали инструменты хирургам, перевязывали раненых, держали вату с эфиром — фрейлина Анна Вырубова отмечала в мемуарах, что все три царские особы делали свою работу с неутомимостью и смирением.

Неутомимость, храбрость, смирение и огромная выносливость требовались тогда всем сёстрам, работавшим на фронте и в тылу: и палатным, которые ухаживали за ранеными, утешали их, писали за них письма, и операционным, которые помогали хирургам, и тем, кто сопровождал санитарные поезда и разворачивал палатки на линии фронта. Их называли «ангелами» и «белыми голубками», а им, фабричным работницам, графиням и мещанкам, царевнам и учительницам, приходилось сталкиваться с грязью, смертью, горем, чудовищными картинами гниющих ран и оторванных конечностей, жертвами отравляющих газов и бомбардировок. Сами сёстры считались лицами гражданскими и находящимися под защитой Красного Креста, они не должны были выносить из боя раненых и вообще появляться на линии фронта. Впрочем, санитаров и фельдшеров для этого далеко не всегда хватало. А мужества и решимости у многих девушек было в избытке.

«Государь Император 17 сентября соизволил почтить память покойной сестры милосердия Риммы Михайловны Ивановой орденом Святого Георгия 4-й степени. Сестра Иванова, невзирая на уговоры полкового врача, офицеров и солдат, всегда перевязывала раненых на передовой линии под страшным огнём, а 9 сентября, когда были убиты оба офицера 10-й роты 105-го Оренбургского полка, собрала к себе солдат и, бросившись вперёд вместе с ними, взяла неприятельские окопы. Здесь она была смертельно ранена и скончалась, оплакиваемая офицерами и солдатами. Корпус с глубоким огорчением и соболезнованием свидетельствует уважение семье покойной, вырастившей героиню — сестру милосердия». Это телеграмма командира корпуса Мищенко ставропольскому губернатору. Римма Ивановна родилась в Ставрополе в 1894-м, погибла в 1915-м. Награждение молодой девушки такой боевой наградой — случай исключительный.

В том же мемориальном парке, где стоит памятник российским сёстрам милосердия, есть и гранитная плита Ольге Шишмарёвой и Вере Семёновой. Обеим сёстрам милосердия было по 19 лет, когда одна получила смертельные ранения шрапнелью, а другая умерла от ран, полученных при бомбардировке под Ковелем.

Читайте также

Фильтр