То, что в районе Сокол есть мемориальный парк Героев Первой Мировой Войны, не очень широко известно. Братское кладбище, открытое в 1915 году, было уничтожено в 30-е годы, часть кладбища была застроена, и теперь на одной территории расположены здание кинотеатра «Ленинград», кафе, детские площадки, эстрада и обелиски павшим воинам, крест, часовня и гранитный памятный знак российским сёстрам милосердия, установленный в 2004 году.
Большая часть мемориала павшим в Первой мировой войне открыта совсем недавно. Памятники авиаторам, солдатам и офицерам, обелиск, часовенный крест — всё это появилось в парке за последние тридцать лет. Само кладбище было устроено по инициативе великой княгини Елизаветы Фёдоровны для «умерших в московских лазаретах воинов настоящей войны». Глава подкомиссии по устройству кладбища-мемориала, главный врач Александровской больницы Сергей Пучков особо отметил: «…на этом кладбище должно быть отведено место для погребения умерших сестёр милосердия Московских общин, самоотверженно работающих в деле служения больным и раненым как в мирное, так и в военное время, и часто умирающих на своём посту от заразных болезней, а иногда и от неприятельского оружия».
Общины милосердные
Общины женщин и девиц для помощи больным создавались в Европе давным-давно, часто это были монахини, ухаживающие за детьми-сиротами или больными, в мирное время — только за женщинами, а в военное — и за мужчинами. Первая община сестёр милосердия была организована во Франции ещё в XVII веке, и уже тогда сёстры проходили специальное обучение, а община состояла не из монахинь, а из вдов и девиц, не дававших постоянных обетов. К середине XIX века подобные институты были созданы во многих странах Западной Европы, а во время Крымской войны англичанка Флоренс Найтингейл и её соратницы отправились участвовать в театре военных действий в качестве профессиональных медицинских сестёр.
С другой, российской, стороны, в 1854 году была создана Крестовоздвиженская община, первое женское формирование для оказания помощи раненым во время войны. Сергеев-Ценский в своём романе о Севастополе так описывал их вид: «На всех сёстрах были коричневые платья с белыми накрахмаленными обшлагами; ярко-белые и тоже накрахмаленные чепчики на простых гладких причёсках; белые фартуки с карманами и — самое главное и самое заметное — наперсные золотые продолговатые кресты на широких голубых лентах». Лев Толстой в своих «Севастопольских рассказах» тоже упоминает сестёр милосердия в действующей армии: «Одна женщина, лет 50, с чёрными глазами и строгим выражением лица, несла бинты и корпию и отдавала приказания молодому мальчику, фельдшеру, который шёл за ней; другая, весьма хорошенькая девушка, лет 20, с бледным и нежным белокурым личиком, как-то особенно мило-беспомощно смотревшим из-под белого чепчика, обкладывавшего ей лицо, шла, руки в карманах передника, потупившись, подле старшей и, казалось, боялась отставать от неё».
Сёстры милосердия, по мнению доктора Николая Пирогова, были необходимы на фронте уже потому, что «никто лучше женщин не может сочувствовать страданиям больного и окружить его попечениями, не свойственными мужчине». Начало было положено, и после Крымской войны присутствие женщин в военных лазаретах не казалось странным. Более того, именно Россия служила в данном случае примером для других стран, и, по мнению Анатолия Кони, сестра Найтингейл во многом взяла на вооружение именно российский опыт. Ещё в Крымскую кампанию из 120 сестёр Крестовоздвиженской общины, работавших в Севастополе, 17 погибли при исполнении своих обязанностей.
Римма Иванова, августейшие сестры милосердия
По велению души
С началом Первой мировой войны в стране произошёл невиданный патриотический подъём. Для многих женщин и девушек естественным движением души стало поступление в сёстры милосердия. Если недавно обучение сестёр длилось около года, поступать могли лишь девушки и женщины от 18 до 40 лет и устав был почти монашеский, то с началом войны стали вводиться шести-восьминедельные курсы, после которых помогать в лазаретах на фронте и в тылу отправлялись тысячи женщин. Подобные ускоренные курсы прошла, например, будущая знаменитая скульптор Вера Мухина. Сестрой милосердия в Первую мировую пошла работать дочь Льва Толстого Александра. К 1917 году в российском Красном Кресте работали уже около ста тысяч сестёр милосердия. О сестринской работе царицы Александры Фёдоровны и её дочерей Татьяны и Ольги широко известно — сохранились фотографии великих княжон и императрицы в сестринских чепцах и фартуках.
Впрочем, воспоминания сохранили и истории о том, как императрица и её дочери подавали инструменты хирургам, перевязывали раненых, держали вату с эфиром — фрейлина Анна Вырубова отмечала в мемуарах, что все три царские особы делали свою работу с неутомимостью и смирением.
Неутомимость, храбрость, смирение и огромная выносливость требовались тогда всем сёстрам, работавшим на фронте и в тылу: и палатным, которые ухаживали за ранеными, утешали их, писали за них письма, и операционным, которые помогали хирургам, и тем, кто сопровождал санитарные поезда и разворачивал палатки на линии фронта. Их называли «ангелами» и «белыми голубками», а им, фабричным работницам, графиням и мещанкам, царевнам и учительницам, приходилось сталкиваться с грязью, смертью, горем, чудовищными картинами гниющих ран и оторванных конечностей, жертвами отравляющих газов и бомбардировок. Сами сёстры считались лицами гражданскими и находящимися под защитой Красного Креста, они не должны были выносить из боя раненых и вообще появляться на линии фронта. Впрочем, санитаров и фельдшеров для этого далеко не всегда хватало. А мужества и решимости у многих девушек было в избытке.
«Государь Император 17 сентября соизволил почтить память покойной сестры милосердия Риммы Михайловны Ивановой орденом Святого Георгия 4-й степени. Сестра Иванова, невзирая на уговоры полкового врача, офицеров и солдат, всегда перевязывала раненых на передовой линии под страшным огнём, а 9 сентября, когда были убиты оба офицера 10-й роты 105-го Оренбургского полка, собрала к себе солдат и, бросившись вперёд вместе с ними, взяла неприятельские окопы. Здесь она была смертельно ранена и скончалась, оплакиваемая офицерами и солдатами. Корпус с глубоким огорчением и соболезнованием свидетельствует уважение семье покойной, вырастившей героиню — сестру милосердия». Это телеграмма командира корпуса Мищенко ставропольскому губернатору. Римма Ивановна родилась в Ставрополе в 1894-м, погибла в 1915-м. Награждение молодой девушки такой боевой наградой — случай исключительный.
В том же мемориальном парке, где стоит памятник российским сёстрам милосердия, есть и гранитная плита Ольге Шишмарёвой и Вере Семёновой. Обеим сёстрам милосердия было по 19 лет, когда одна получила смертельные ранения шрапнелью, а другая умерла от ран, полученных при бомбардировке под Ковелем.