Центр «Зотов» и ЖК «Пресня Сити». Фото: К. Спасский
Самый северный в мире «зеленый» бизнес-центр, уникальная для России неоготика, новая «Мекка конструктивизма», воспетый в стихах дом Маяковского и «памятник нереализованным планам» — все это на нашем сегодняшнем маршруте.
Длина маршрута — 6,9 км, или 10 тыс. шагов.
Начнем прогулку с изучения (1) монумента «Дружба навеки», установленного в 1983 году в честь двухсотлетия присоединения Грузии к России. Автором монумента выступил Зураб Церетели — это была его первая работа в Москве. Монумент воздвигнут в виде колонны из букв грузинского и русского алфавитов. Она увенчана золоченым венком, представляющим собой виноградные грозди, переплетенные хлебными колосьями. Виноград здесь — Грузия, а хлеб — Россия. У подножия располагаются картуши (орнаментальные окантовки в виде свитка со свернутыми углами) с цитатами российских и грузинских литераторов. Кстати, в одной из цитат допущена орфографическая ошибка в правописании «тся/ться». Сможете найти?
«Дружба навеки». Фото: К. Спасский
По соседству находится (2) торговый центр «Тишинка» треугольной формы, построенный в 1997 году на историческом месте Тишинского рынка — известной московской барахолки. Именно здесь снимались сцены фильмов «Операция “Ы” и другие приключения Шурика» (1965) и «Вокзал для двоих» (1982).
ТВК «Тишинка», вид сверху. Скриншот: yandex.ru/maps
Тишинский рынок, кадр из фильма «Операция Ы и другие приключения Шурика», 1964 год
Тишинский рынок, кадр из фильма «Вокзал для двоих», 1982 год
Далее обратим внимание на (3) ЖК «Солнечный Город», построенный в 2001 году. Является одним из ярчайших примеров «капиталистического романтизма» в жилом домостроении. Название стиля все еще нужно писать в кавычках из-за спорной коннотации. Им называют постсоветскую архитектуру конца XX — начала XXI веков. В сторону «капрома» часто можно услышать определение: «сочетание ностальгии с самоуверенностью».
Дом в стиле «капром». Фото: К. Спасский
(4) Бывшие корпуса Фирсановского дома для вдов и сирот интересны своими фасадами в неорусском стиле. Основной объем построен в 1883 году по проекту архитектора М. А. Арсеньева, но впоследствии здание надстроили двумя этажами, что легко можно заметить по резко упрощающейся отделке фасада. Здесь, среди прочего, располагалась первая в Москве школа для слепых детей. Корпус женского отделения построен в 1904 году по проекту архитектора Г. И. Макаева.
Бывшие корпуса Фирсановского дома для вдов и сирот. Фото: К. Спасский
Через дорогу идет стройка (5) ЖК Republic, который возводится на месте бывшего Московского электромашиностроительного завода Памяти революции 1905 года (с сохранением части исторических корпусов, построенных в конце XIX века).
Строительство ЖК Republic. Фото: К. Спасский
Далее пройдем до (6) «плоского дома», расположенного по адресу: ул. Пресненский Вал, д. 36. Такое название он получил из-за скошенной под острым углом стены.
«Плоский дом». Фото: К. Спасский
В здании бывшего хлебозавода им. В. П. Зотова, построенного в 1929–1933 годах в стиле конструктивизма, недавно открылся первый (7) Центр изучения конструктивизма «Зотов». Он посвящен исследованию теории и практики конструктивизма, изучению идеи создания «нового человека» с помощью среды и влияния направления на свою эпоху и наше время. Сам проект кольцевого хлебозавода-автомата реализован по системе инженера Георгия Марсакова. Новому хлебозаводу, исправно снабжавшему ржаным хлебом Москву, было присвоено имя министра пищевой промышленности СССР Василия Зотова.
Центр «Зотов». Фото: К. Спасский
Над «Зотовым» нависают 44-этажные башни (8) ЖК «Пресня Сити», построенные в 2015–2018 годах по проекту архитекторов Сергея Чобана и Игоря Членова. Фасады комплекса явно отсылают к нью-йоркским высоткам первой половины XX века.
«Пресня Сити». Фото: К. Спасский
Во дворах Пресненского района можно найти (9) закладной камень гостинично-офисного центра Международного совета российских соотечественников. О строительстве здесь такого комплекса было заявлено еще в 2008 году, однако работы так и не начались. Спустя 15 лет закладной камень продолжает напоминать об инициативах прошлого. Такой вот получился «памятник нереализованным планам».
«Памятник нереализованным планам». Фото: К. Спасский
По соседству расположен (10) бизнес-центр «Земельный» от архитектурного бюро UNK project, в архитектуре фасадов которого прослеживаются гиперболоидные конструкции Владимира Шухова. Это первый в мире бизнес-центр с вертикальным садом на 55-й параллели северной широты.
БЦ «Земельный». Фото: К. Спасский
Подсветка БЦ «Земельный». Фото: mos.ru
Здание стало победителем одной из самых престижных и старейших международных архитектурных премий International Architecture Awards.
Кейс с реализацией освещения БЦ «Земельный» помог войти российской компании QPRO в топ-8 мировых компаний в области светодизайна. Рейтинг был опубликован авторитетным изданием Architizer.
Далее пройдем до (11) «розового Ленина» — памятника вождю революции, который в 2006 году был выкрашен баллончиком соответствующего цвета. В 2016 году его вновь настиг акт вандализма, тогда он был снесен неизвестным мужчиной. В 2017 году памятник был возвращен на постамент. Монумент интересен еще и тем, что находится в тихом дворе, вдали от площадей.
Памятник Ленину. Фото: К. Спасский
Одна из архитектурных жемчужин Москвы — (12) собор Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии, построенный в неоготическом стиле в начале XX века по проекту архитектора Фомы Богдановича-Дворжецкого. Является крупнейшим католическим собором в России, одним из трех действующих в Москве. В конце XIX века место для строительства выбирали так, чтобы собор был вдали от центра и особо почитаемых православных храмов. Здесь он появился из-за большого количества польских католиков, обслуживающих Московско-Смоленскую железную дорогу.
Собор Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии, 1986 год. Фото: Losinka1 / pastvu.com
Собор Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. Фото: К. Спасский
Бывшую городскую усадьбу П. И. Щукина с 1934 года занимает (13) Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева. Здания усадьбы построены в русском стиле в 1892–1915 годах для размещения частной коллекции Петра Щукина.
Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева. Фото: К. Спасский
Далее пройдем до (14) Краснопресненских бань, исторически связанных с Бирюковскими банями на Пресне — части большой империи «банного короля» Москвы, купца 2-й гильдии Петра Бирюкова. Современное здание построено в 1979 году по индивидуальному проекту, подготовленному архитекторами Андреем Тарановым, Владимиром Гинзбургом и Михаилом Филипповым. В «лихие девяностые» бани прославились еще и громкими убийствами лидеров различных ОПГ. Проект Краснопресненских бань был повторен в «столице БАМа» Тынде. Город проектировался и возводился москвичами, поэтому получил ряд столичных проектов и названий. Интересно, что бани в Тынде расположены на улице Красная Пресня.
Краснопресненские бани. Фото: К. Спасский
Обращает на себя внимание и (15) здание бывшей мебельно-столярной фабрики торгово-промышленного товарищества «Мюр и Мерилиз», построенное в 1912 году по проекту архитектора Романа Клейна. Рядом можно найти «ностальгический мурал».
Фабрика «Мюр и Мерилиз». Фото: К. Спасский
«Ностальгический мурал». Фото: К. Спасский
На улице Красная Пресня (но уже московской) находится (16) доходный дом М. П. Кочубея, построенный в 1905 году по проекту архитектора О. О. Шишковского. Известен тем, что здесь, в квартире 24, в 1913–1915 годах жил Владимир Маяковский, о чем он упоминает в стихотворении «Я и Наполеон» (1915):
«Я живу на Большой Пресне,
36, 24.
Место спокойненькое.
Тихонькое.
Ну?
Кажется — какое мне дело,
что где-то
в буре-мире
взяли и выдумали войну?»
Доходный дом М. П. Кочубея. Фото: К. Спасский
Завершим прогулку осмотром (17) здания Мосторга «Московско-Краснопресненский», построенного по проекту братьев-архитекторов Александра, Виктора и Леонида Весниных в 1928 году. Объект стал их первой конструктивистской постройкой в Москве, а также одним из первых зданий, специально спроектированных для советской торговли.
Здание Мосторга, 1930-е гг. Фото: Avtovaz83 / pastvu.com
Здание Мосторга. Фото: К. Спасский
В архитектуре фасадов также прослеживаются гиперболоидные конструкции Владимира Шухова. Менялась страна, менялись и подходы к торговле, но здание Мосторга все так же выполняет свою функцию, обращая на себя внимание проходящих мимо потенциальных покупателей.
Кирилл Спасский