Тверской путепровод. Фото: А. Каменских
Сегодня мы изучим восточную часть Бегового района, отделённого от части западной полутора десятками полос движения Ленинградского проспекта.
Долгое время на этом месте находилось пахотное поле Тверской ямской слободы, которая возникла здесь во второй половине XVI века. Это была обособленная слобода ямщиков, которые занимались обслуживанием дороги, связывающей Москву с Тверью, Великим Новгородом, а впоследствии с новой столицей — Санкт-Петербургом. Лишь после пожара 1812 года эта слобода стала частью Москвы.
В 1930-х гг. под руководством архитектора Пантелеймона Голосова, здесь был построен комплекс зданий редакции, типографии и издательского комбината газеты «Правда» — самой распространённой и влиятельной газеты в СССР, прародителем которой стала основанная ещё в 1912 году Лениным одноимённая газета левого толка.
Интересно, что данное в ту пору название улице — Правда, вокруг которой располагался комплекс этой и иных партийных советских газет, долгое время писалось в кавычках.
Даже после распада СССР, это место не потеряло своего значения для государственных средств массовой информации. Сейчас здесь располагается большая часть студий и офисов Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК).
Длина маршрута — 6,2 км, 9 000 шагов.
Чтобы попасть на сегодняшнюю локацию, пройдёмся по (1) Тверскому путепроводу (ранее — Брестскому виадуку) через Алексеевскую ветку Московской железной дороги. Оригинальное строение в стиле модерн 1904 года архитектора Ивана Струкова было стилизовано под морской причал, декорированный башенками-маяками. Несмотря на последующие реконструкции, это инженерное сооружение дошло до нас в близком к первозданному виде, что бывает редко для объектов инфраструктуры 120-летнего возраста.
Чертёж путепровода, выполненный архитектором Струковым. Источник: archnadzor.ru
Далее проходим вдоль стройки многофункционального комплекса Slava на месте снесённого Московского часового завода № 2 «Слава», основанного в 1924 году и выпустившего свыше 330 миллионов различных часов.
Часы «Слава» были одной из самых известных и массовых марок часов в СССР, до 50% выпуска поставлялось на экспорт. Уже в постсоветское время они снискали большую популярность у новых главных мировых туристов — жителей Китая. В соседнем доме, по адресу Ленинградский проспект, дом 10, сейчас находится (2) фирменный магазин часового бренда «Слава».
Фирменный магазин часов «Слава». Фото: А. Каменских
Доходим до (3) жилого дома кооператива «Новая Москва». Это первый жилищный кооператив города, построенный в 1920-х гг., в годы НЭП (Новой экономической политики).
Жилой дом кооператива «Новая Москва». Фото: А. Каменских
Проект здания выполнен известным советским архитектором с шотландскими корнями, Николаем Джемсовичем (Яковлевичем) Колли. Он также был автором большого количества знаковых для Москвы сооружений, в том числе самых первых станций Московского метрополитена, таких как «Смоленская», «Чистые пруды» (ранее «Кировская»), «Павелецкая» (Кольцевая).
Дом построен в п-образном виде с «курдонёром» — парадным двором, ограниченным главным корпусом и симметричными боковыми флигелями.
Большой купольный зал УСК «Крылья Советов». Фото: А. Каменских
Заходим во двор и находим старейший спорткомплекс Москвы — (4) УСК «Крылья Советов», построенный в 1930-х гг. Комплекс имеет два основных объёма — главный корпус, подвергшийся в своё время серьёзной реконструкции, и уникальное в архитектурном плане сооружение — Большой купольный зал.
Слева: УСК «Крылья Советов», 1956 год. Фото: Danushka / pastvu.com
Справа: Купольный зал изнутри. Фото: ks-sport.ru
Купольный зал является универсальным местом для проведения максимально разнообразного набора мероприятий. Многие прославленные карьеры в боксе и других единоборствах начинались именно здесь.
По соседству, по адресу (5) улица Правды дом 3/1, находится довольно стандартный блочный жилой дом серии II-04 1962 года постройки с очень интересной «изюминкой». Это одна из редких в стране «панелек», у который был свой крытый паркинг. Такое редкое для советских «шестидесятых» сооружение вы сможете увидеть во дворе дома.
Возвращаясь на местные улицы, не пропустите (6) перспективу 3-й улицы Ямского Поля — одну из самых нестандартных даже для эклектичной Москвы. Такой вот «московский Лас-Вегас» с искусственными пальмами. Этот вид переносит нас в «золотое время» 2000-х годов, отражённое в гламуре и ярких, казавшихся тогда статусными, золотых тонах.
«Золотой вид». Фото: А. Каменских
Следующий объект на маршруте, – (7) Здание комбината газеты «Правда» – ещё один образец конструктивизма, построенный по проекту уже упоминаемого выше архитектора Пантелеймона Голосова в 1931-37 гг. Долгое время оно было без должного ремонта, а после пожара 2006 года и вовсе стоит заброшенным. Надеемся на грамотную реконструкцию здания, с особой внимательностью к его уникальным для своего времени внутренним интерьерам на пересечении стилей ар-деко и конструктивизм.
Слева: Комбинат издательства «Правда». Фото: А. Каменских
Справа: Комбинат издательства «Правда», 1962 год. Фото: Slawa / pastvu.com
Далее идём к (8) зданию Государственного училища циркового и эстрадного искусства им. Румянцева, где готовят артистов цирка и эстрады. Михаил Николаевич Румянцев, больше известный как Карандаш — один из самых известных советских артистов цирка. С 1928 года он появлялся в представлениях как пародия на ультрамодный тогда клоунский образ Чарли Чаплина, но спустя несколько лет решил отказаться от этого клише и начал развиваться как независимый от штампов артист. Михаил Румянцев был учителем легендарного Юрия Никулина.
Цирковое училище. Фото: А. Каменских
На пересечении Ленинградского проспекта с Третьим транспортным кольцом, ведётся строительство (9) 157-метрового многофункционального комплекса Alcon Tower. Ещё одно современное московское строение, вдохновлённое «сталинскими высотками», но, несмотря на это, в некоторых рекламных проспектах названное «Нью-Йорком с видами на Москву». Уже представляем, какие с верхних этажей будут открываться невероятные виды на центр столицы.
Alcon Tower. Рендер: alcontower.ru
Проходим до (10) здания бывшего Бутырского трамвайного парка, построенного в самом конце XIX века. Оно имело внутри шесть путей на 30 вагонов с ремонтной мастерской и кузницей. Именно отсюда в 1899 году выехали на маршруты первые московские трамваи — «конки».
Слева: Здание бывшего Бутырского трамвайного парка. Фото: А. Каменских
Справа: Модель кирпича Фальконье № 6. Фото: Андрей Стрельников / admagazine.ru
Помимо сохранившихся фасадов, с архитектурной точки зрения, ценность представляют и стеклоблоки «фальконье» в арках северного фасада, изобретённые швейцарским инженером Гюставом Фальконье в 1880-х годах. Эти стеклянные кирпичи пропускали свет, но при этом были прочными, сохраняли тепло, не горели и не боялись воды.
В 2021 году здание было полностью отреставрировано и переделано под новую, уже коммерческую функцию.
Напоследок рассмотрите причудливую башенку (11) здания бывшей типографии «Красный печатник», построенной в середине 1930-х годов. Оно является важным образцом переходного к советскому неоклассицизму постконструктивизма.
Башня бывшей типографии. Фото: А. Каменских
Вы можете разобраться поглубже в этих стилях, пока идёте до станции метро «Савёловская».
Редакция телеграм-канала «Стройка»