Длина маршрута — 2,6 км, или 4 тыс. шагов.
На углу Садово-Кудринской и Малой Никитской улиц находятся (1) особняк и доходный дом Кана — шедевры московского модерна. Создавались они видным мастером этого стиля Федором Шехтелем. Знаменитый архитектор в первые годы XX века спроектировал и выстроил для купца первой гильдии Николая Кана комплекс из нового здания и реконструированного старого (1868-1870).

Особняк Кана и доходный дом, 1986 год. Фото: К. Спасский
Семья Кана занимала главный особняк, а в соседнем здании, сдававшемся внаем, размещались в разные годы мебельный магазин, банковская контора, похоронное бюро, женские архитектурные курсы и городское училище.
С середины XX века и вплоть до конца 2000-х здание подвергалось многочисленным упрощениям и реконструкциям, все дальше уводившим его от статуса архитектурного памятника в стиле модерн.
В 2019 году начались реставрационные работы, которые привели к тому, что в 2021 году доходное владение Кана стало лауреатом конкурса «Московская реставрация». Выражение таланта Федора Шехтеля снова стало доступно москвичам именно в том виде, в котором он задумывал.

Особняк Кана и доходный дом. Фото: К. Спасский
Далее проходим по Малой Никитской улице до (2) памятника Алексею Толстому авторства скульптора Георгия Мотовилова и архитектора Леонида Полякова.
Установка памятника именно в этом месте напрямую связана с биографией писателя: в доме 2/6 на Спиридоновке он жил в период с 1941 по 1945 год. Этот адрес оказался для него последним.
Появился монумент через 12 лет после смерти писателя, в 1957 году, сразу получив неоднозначные оценки. Последняя супруга писателя, Людмила Ильинична Крестинская-Толстая, критиковала памятник, где изображен «такой барственный господин, настоящий “красный граф”».

Памятник Алексею Толстому. Фото: К. Спасский
Строительство ныне известного (3) храма Вознесения Господня у Никитских ворот, более известного как «Большое Вознесение», началось в 1798 году по инициативе светлейшего князя Григория Потемкина и при участии видных архитекторов — от Матвея Казакова до Осипа Бове и Афанасия Григорьева. Оно растянулось на полвека и было завершено лишь в 1848 году.

Храм Вознесения Господня у Никитских ворот, 1881 год. Фото: Aznazn / pastvu.com
Значимость храма сложно переоценить: именно здесь в 1831 году венчались Александр Пушкин и Наталья Гончарова, в 1863 году отпевали актера Михаила Щепкина и в 1928 году — актрису Марию Ермолову, а в 1925 году последнюю литургию совершил патриарх Московский и всея России Тихон.
Архитектурный облик «Большого Вознесения», выполненный в стиле русский ампир, как мы уже говорили, формировался десятилетиями. Изначальный проект предусматривал величественную колокольню, но она так и не была построена в XIX веке.
В советское время храм постигла участь многих святынь: его закрыли, разобрали иконостасы, уничтожили уникальные росписи, а в здании размещались в разное время склад, гараж и даже высоковольтная лаборатория. Историческую колокольню XVII века, стоявшую рядом, снесли в 1937 году.

Храм Вознесения Господня у Никитских ворот, вторая половина 1950-х годов. Фото: Aachick / pastvu.com
Новая жизнь храма началась в 1990 году, когда его вернули РПЦ. На основе сохранившихся чертежей архитектора Шестакова в 2002-2004 годах с западной стороны была, наконец, возведена 61-метровая колокольня, освященная патриархом Алексием II. К 2018 году комплексная реставрация была завершена.

Храм Вознесения Господня у Никитских ворот. Фото: К. Спасский
Расположенный напротив (4) особняк Рябушинского на Малой Никитской улице, построенный в 1900-1903 годах по проекту все того же Федора Шехтеля, является жемчужиной московского модерна и воплощением его новаторских идей.
Заказчик — предприниматель и меценат Степан Рябушинский — поручил архитектору создать не просто дом, а художественный манифест. Результатом стало здание, где каждый элемент — от уникальной волнообразной лестницы и асимметричных окон до мозаичного фриза с орхидеями — был подчинен единому замыслу.

Особняк Рябушинского. Фото: К. Спасский
Особняк отличался и передовой для своего времени технической оснащенностью, включая систему кондиционирования и лифт, соединявший кухню со столовой.
Внутреннее пространство особняка представляет собой сложную символическую систему, отражающую мировоззрение эпохи модерна. Шехтель создал трехчастную модель мира: первый этаж, с его «подводной» лестницей-волной, светильником-медузой и серо-зеленой цветовой гаммой, олицетворяет морскую стихию; второй, «земной», этаж посвящен борьбе добра и зла, что воплощено в декоре; а на третьем, скрытом от посторонних глаз, располагалась тайная старообрядческая моленная, путь к которой символизировал христианское восхождение. Эта комната, намеренно спрятанная архитектором, служила духовным убежищем для семьи Рябушинских, чья богатейшая коллекция икон размещалась этажом ниже.
После революции 1917 года судьба особняка круто изменилась. Семья Рябушинских эмигрировала, а в здании последовательно размещались различные учреждения: Наркомат иностранных дел, Государственное издательство, а с 1921 года — Русское психоаналитическое общество и уникальный детский сад «Международная солидарность», где воспитывались дети партийной элиты. В 1931 году особняк был предоставлен вернувшемуся из эмиграции Максиму Горькому, который, несмотря на личное неприятие «нелепого» дома, прожил здесь до своей смерти. Именно в этих стенах проходили знаменитые встречи писателя со Сталиным и советскими литераторами, где был официально утвержден термин «социалистический реализм».
С 1965 года в особняке официально располагается Музей-квартира А. М. Горького. Вы можете увидеть мемориальные комнаты писателя, сохранившие подлинную обстановку, его обширную библиотеку, а также экспозицию, посвященную Федору Шехтелю и Рябушинским.

Дом Всесоюзного общества культурной связи с заграницей, 1930 год. Фото: Silver44 / pastvu.com
(5) Музей-квартира Алексея Толстого была открыта в 1987 году согласно завещанию писателя. В этой квартире Толстой прожил с 1941 по 1945 год вместе со своей супругой Людмилой, которая впоследствии сохранила обстановку в неизменном виде. Именно здесь он работал над своими ключевыми произведениями — романами «Хождение по мукам» и «Петр Первый».
Мемориальная экспозиция занимает три комнаты: кабинет, столовую-гостиную и спальню. Особый интерес представляет кабинет, организованный по уникальному принципу «четырех столов», за каждым из которых писатель выполнял определенный этап работы — от создания рукописи до правки машинописного текста.

Дом Алексея Толстого. Фото: К. Спасский
Примыкает к зданию скромный двухэтажный доходный дом в стиле классицизм, построенный в 1875 году по проекту архитектора Нечаева для семьи учителей Марконет. Обрел свое литературное бессмертие в январе 1904 года, когда на две недели в его стенах поселился Александр Блок со своей молодой женой Любовью Менделеевой. Именно в пустовавшей квартире своего родственника Блок, окруженный всем цветом московского символистского круга, переживал оглушительный успех.

Дом, где бывал Блок (слева), 1960 год. Фото: Alexall / pastvu.com
В сквере у дома находится и (7) памятник Александру Блоку работы скульптора Олега Комова, установленный в 1993 году.

Памятник Александру Блоку. Фото: К. Спасский
Следующим объектом также станет памятник. В декабре 2001 года на перекрестке Бронных улиц появился монумент в честь великого еврейского писателя Шолом-Алейхема. Его создание стало возможным благодаря счастливому стечению обстоятельств: скульптор Юрий Чернов долго не мог найти финансирование для своего проекта, пока его эскиз не увидел и не одобрил мэр Москвы Юрий Лужков.
Место для его установки выбрано неслучайно: неподалеку когда-то работал Еврейский театр, ставивший пьесы по произведениям писателя, а сегодня здесь же открыта синагога.
Сам памятник представляет собой выразительную бронзовую фигуру писателя высотой в полтора метра, установленную на гранитном постаменте. Шолом-Алейхем изображен в задумчивой позе, а у его ног разместились рельефные фигуры самых знаменитых литературных героев: Тевье-молочника, мальчика Мотла, артистов Розы и Лео. Эту скульптурную группу дополняет надпись: «Шолом-Алейхему. Москвичи».

Памятник Шолом-Алейхему. Фото: К. Спасский
(9) Шестнадцатиэтажная кирпичная высотка 1968 года постройки на стыке Бронных — непростой дом. Здесь гений был обычным соседом: утром в лифте можно было запросто увидеть улыбку Юрия Никулина, днем услышать за стеной репетицию Святослава Рихтера или послушать на скамейке у подъезда воспоминания Ростислава Плятта. Весь первый этаж усыпан мемориальными табличками. Вкупе с тем, что дом заметно выше своего дореволюционного окружения, его вполне можно назвать «Видным домом».

«Видный дом». Фото: К. Спасский

«Видный дом». Фото: К. Спасский
История (10) Синагоги на Большой Бронной началась в 1883 году с молельного дома банкира Лазаря Полякова. Стены, видевшие расцвет в Российской империи, помнят и трагические страницы последующих после Октябрьской революции событий: закрытие в 1937 году, расстрел раввина и долгие десятилетия забвения, когда в священных залах звучали не молитвы, а песни самодеятельных коллективов. Даже после возвращения верующим в 1991 году ее судьба оставалась трагичной — дважды на ее долю выпадали теракты.

Синагога на Большой Бронной, 1898 год. Фото: Maratstas / pastvu.com
Архитектурное возрождение синагоги началось в 2000-х годах под руководством Сергея Эстрина.

Синагога на Большой Бронной. Фото: К. Спасский
Каждая деталь здесь теперь — это архитектурный комментарий: фасад из «иерусалимского» камня отсылает к Стене Плача, а волнистый деревянный потолок — к той самой пустыне.

Синагога на Большой Бронной. Фото: К. Спасский
(11) Особняк Салтыковой является одним из немногих, чудом уцелевших в пожаре 1812 года и дошедших до нас в виде, близком к оригинальному. Свидетель множества событий: при генерале Поливанове здесь бывали декабристы и Пушкин, потом в ее стенах поочередно размещались трактир, мужское училище, бюро охранного отделения, клуб акробатов и коммунальные квартиры, пока в 1955 году здание не передали библиотеке имени Некрасова.

Особняк Салтыковой. Фото: К. Спасский
Завершим прогулку в (12) Новопушкинском сквере, разбитом в 1970-х годах после сноса квартала обветшавших домов.

Новопушкинский сквер, 1976 год. Фото: Robokop / pastvu.com
Находится напротив знаменитого Пушкинского сквера — традиционного места для назначения встреч и свиданий. Вот и мы назначаем вам следующую встречу в рамках спецпроекта «Москварека» именно там. В программе — обратная прогулка до «Баррикадной» по совершенно иному, но не менее интересному маршруту.
Кирилл Спасский
 
				 
                                 
                                