Бабушкинский. Яуза как магистраль

Бабушкинский. Яуза как магистраль, фото

Яуза на карте районов Москвы

Крупнейшей рекой Бабушкинского района является Яуза, и далеко не каждый район столицы может похвастаться таким крупным естественным водным объектом.

Река Яуза — вторая по величине река столицы, уступает только Москве. Её общая протяжённость составляет 48 километров, из которых в городской черте — около 28 километров течения, а площадь водосборного бассейна составляет 495 квадратных километров.

От истока к устью

Верхнее течение Яузы теряется в болотах загородной части Лосиного Острова, а самое начало реки расположено немного восточнее, на территории Щёлковского лесхоза — она вытекает там из небольшого пруда. В верховьях Яуза проходит через систему Оболдинских озёр, после которых попадает на территорию парка «Лосиный остров». Там она проделывает непростой путь по широким и глубоким канавам через систему болот и искусственных водоёмов. Этот участок изрядно трансформирован в результате человеческой деятельности, ведь раньше в этой местности добывали торф.

Бабушкинский. Яуза как магистраль  фото

Попов Александр Павлович. Москва. Берег Яузы. 1860. Государственный Русский музей

Интересно, что по Лосиному острову Яуза течёт на запад и северо-запад, в то время как основные ближайшие реки, в том числе Клязьма и Москва, текут в противоположном направлении, подчёркивая основной уклон местности. В то же время долина Яузы на территории парка сориентирована в широтном направлении, как и у соседних рек, но при этом она слишком масштабна — современная Яуза такую долину выработать не могла. Исследователи предполагают, что изначально долина формировалась другой рекой, может быть, даже древним течением пра-Клязьмы. И только в результате деятельности ледника, который приходил на эту территорию несколько раз, в результате отложений осадочных пород, принесённых им, и в совокупности с другими геологическими процессами этот участок изменил свой уклон. Учитывая, что за продолжительные временные периоды реки могут значительно изменять свои долины и местоположение, такое предположение кажется очень правдоподобным.

Бабушкинский. Яуза как магистраль  фото

 

Но давайте вернёмся к современному течению. На территории Лосиного Острова Яуза в основном питается волжской водой, которая поступает сюда по водопроводному каналу из Учинского водохранилища на канале имени Москвы.

Покидая Лосиный Остров, Яуза проходит под Ярославским шоссе, пересекает Ярославское направление Московской железной дороги и уже в Мытищах резко меняет своё направление на юго-запад. Она пересекает город Мытищи, ныряет под МКАД и попадает на территорию Москвы.

Бабушкинский. Яуза как магистраль  фото

Название реки очень древнее, и оно не менялось с XII века — в летописи того периода она упоминается как Ауза, что, согласитесь, нельзя считать значительным отклонением. Истинное происхождение гидронима не установлено, но оно созвучно с латышскими названиями рек Auzes и Auzas, которые предположительно названы от слова auzajs — стебель овса или солома. Вот и получается, что такие реки могли течь через луга и поля. Как бы то ни было, «балтийское» происхождение названия популярно среди исследователей.

Тут стоит вспомнить, что в давние времена Яуза имела большое транспортное значение как участок торгового пути, соединяющего Москву и Владимир. Период судоходства относится к IX–XI векам. Как раз в районе села Мытищи тогда располагался волок, на котором взымался «мыт», то есть торговый налог, что, вероятно, и дало название поселению. Существует гипотеза, что чуть ниже слияния Яузы и реки Работни, где сейчас проходит Ярославское шоссе, была сооружена плотина. Перекрыв таким образом течение Яузы, в её верховьях сформировали крупное водохранилище.

Подобные искусственные водоёмы известны и в других местах, где нужно было организовать проход судов, и в случае Яузы это имеет практический смысл, ведь от устья Работни до Клязьмы 7 км, а от восточных окраин нынешних болот на Яузе около 4 км. К тому же это объясняет и появление столь обширной заболоченной территории: в XII веке волок использовать перестали, плотину забросили, и вся система пришла в упадок. Как бы то ни было, в своё время Яуза была одним из важнейших элементов транспортной инфраструктуры.

Бабушкинский. Яуза как магистраль  фото

Яуза имеет непосредственное отношение к созданию российского флота. Можно считать, что страсть юного Петра I к морю началась именно на берегах этой реки. Неподалёку от потешного городка Яуза была запружена у одной из мельниц. Здесь в 1686 году начали плавать небольшие суда, на которых по Яузе путешествовали в Немецкую слободу. На Яузе был спущен на воду и «дедушка русского флота» — ботик Петра I.

В дальнейшем берега реки стали активно застраиваться. Можно сказать, что она во многом определяла постепенное развитие транспортной системы на северо-востоке столицы.

Своеобразный бум застройки пришёлся на XVIII век. С начала века берега Яузы от устья до Сокольников застраивались, русло было перегорожено многочисленными плотинами с мельницами, что сильно загрязняло воду. К XIX столетию река была загрязнена настолько, что даже появилась новая трактовка её названия: москвичи в шутку называли её «городской язвой». Однако к реальному происхождению названия это отношения, конечно же, не имеет. А вот за городом Яуза оставалась чистой, что особо привлекало к её берегам дачников.

Ситуация с загрязнением стала критической к середине XX века — река стала практически непригодной для жизни и изрядно обмелела. Это результат стремительного роста Москвы и её потребностей в воде и промышленной продукции. Но в это же время городские власти стали предпринимать меры по спасению реки. Расширялась городская канализационная сеть, были построены очистные сооружения на притоках Яузы, к которым ведут ливневые стоки. Прекращение работы некоторых предприятий также способствовало улучшению состояния Яузы. Большое внимание уделяется приречной растительности — так, в 1991 году пойма и надпойменная часть Яузы от МКАД до Ярославской железной дороги были объявлены памятниками природы.

Одно из самых значительных гидротехнических сооружений на Яузе — это Сыромятнический (или Яузский) гидроузел, расположенный в 3 км вверх по течению от её устья. Его можно обнаружить между Золоторожской набережной и набережной академика Туполева в том месте, где река делает крутой поворот на юг, огибая парк имени 1 Мая на её левом берегу.

Бабушкинский. Яуза как магистраль  фото

Гидроузел состоит из шлюза возле левого берега и водосливной плотины возле правого берега. Между ними построен небольшой искусственный остров, на котором находятся сооружения гидроузла. Сам шлюз однокамерный и подходит только для небольших судов. Уровень воды в нём опускается и поднимается на 4 метра, а наполнение камеры происходит за 5 минут. Проход через шлюз занимает 10 минут. Верхние ворота одностворчатые — опускаются и поднимаются, а нижние двустворчатые и открываются внутрь шлюза. Глубина камеры на верхнем и нижнем участках одинакова — 2 метра. Для регулировки движения установлены светофоры. У левого берега ниже шлюза расположена причальная стенка, где всегда стоят мусоросборные суда и установлены боновые заграждения. Водосливная плотина служит для регулировки уровня воды верхнего участка реки, её длина составляет 20 метров. Однако с 60-х годов прошлого века она не функционировала — вышел из строя поворотный механизм. Капитальный ремонт всего гидроузла провели только в 2005-2006 годах, вместе с которым и плотина вернулась к жизни.

Согласно генеральному плану развития столицы 1935 года и плану обводнения города, Яузе выделялась роль участка водного кольца Москвы. На ней должны были построить четыре судоходных гидроузла, возвращая утраченное транспортное значение. Увы, не всё в истории циклично, и в полной мере «транспортного ренессанса» не произошло — был построен только один из запланированных гидроузлов.

Сыромятнический гидроузел был построен в 1940 году по проекту архитектора Г. П. Гольца. Своё название сооружение получило по располагавшейся рядом Сыромятной слободе. Перед строительством был снесён Золоторожский мост и сооружён искусственный остров посередине реки. Кстати, именно благодаря шлюзу Яуза остаётся проходимой для небольших судов на протяжении около 10 км от устья.

В трёх километрах ниже гидроузла Яуза впадает в реку Москву у Большого Устьинского моста. Вот так масштабно и по-своему торжественно заканчивается путь небольшого ручья, вытекающего из болот Лосиного Острова.

Читайте также

Фильтр