Как известно, телефон был изобретен американцем шотландского происхождения Александром Беллом в 1876 году. Эта техническая новинка поражала современников — теперь вы могли поговорить с человеком, находящимся далеко от вас, и все это происходило в реальном времени! Неудивительно, что телефон стал быстро распространяться в США, а затем и в европейских странах. Российская империя не отставала. Согласно источникам, первое знакомство с телефонной связью произошло во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов, ее успешно опробовала наша армия. В те же годы провели специальные испытания под Выборгом (нынешняя территория Ленинградской области), а в июне 1880 года появилась и первая государственная телефонная линия, которая соединила Петербург с тогдашней резиденцией императора в Царском селе. Нужно это было в первую очередь не для разговоров, а для обеспечения безопасности проезда императора, его семьи и свиты.
Слухи о необычном аппарате распространялись по стране мгновенно, и вскоре в Министерство почт и телеграфов стали поступать прошения от российских предпринимателей, желающих установить себе такую связь. В основном между принадлежащими им производствами, складами и частными имениями. Но в России не было никакой законодательной базы, которая регулировала бы телефонную связь, ведь сам аппарат был изобретен сравнительно недавно. Министр почт и телеграфов Лев Маков, внемля этим прошениям, в январе 1881 года на аудиенции у императора Александра II прочел доклад «Об устройстве телефонных сообщений». Доклад направили совету министров, тот его одобрил, и в феврале все того же года император его утвердил. Так, в России была создана частная телефонная связь. Кстати, первая гражданская телефония появилась уже в июне — в Нижнем Новгороде телефонные линии соединили пристани на Волге с квартирами владельцев пароходного общества «Дружина».
Один из первых телефонных аппаратов, 80-е годы XIX века
Москва стала одним из первых пяти городов в стране, где началась массовая прокладка телефонных линий. Контракт на это получил инженер Владимир фон Баранов, который обязался направлять в государственный бюджет 10% от абонентской платы пользователей. А спустя 20 лет, когда контракт закончился, он должен был безвозмездно передать всю инфраструктуру правительству. Но фон Баранов практически сразу продал свой контракт Международной телефонной компании Белла. Надо отдать им должное — они практически сразу начали выполнять все необходимые условия, причем со знанием дела.
В Москве для первой телефонной станции был выбран дом купца Константина Попова (Кузнецкий мост, 12). Это было сделано не просто так: во-первых, пятиэтажный дом Попова был достаточно высоким, чтобы подводить к нему по воздуху провода, а во-вторых, Кузнецкий мост был одним из оживленных и богатых мест города. Работа закипела.
Логотип Шведско-датско-русского телефонного общества
В июне 1882 года в московских газетах появилось объявление от лица уполномоченного телефонной компании Белла, коллежского асессора Ярошки, который приглашал «абонироваться на телефоны». А уже 13 июля 1882 года в Москве прозвенел первый телефонный звонок. Правда, созвониться друг с другом могли только… 26 человек на весь город. Дело в том, что телефонное оборудование весом в 8 кг, установить было довольно непросто, а абонентская плата составляла аж 250 руб. в год. Для понимания, столько стоили три шубы из меха хорька. Поэтому неудивительно, что в первом списке абонентов присутствовали сплошь деловые люди и солидные предприятия, например Московское страховое общество или семья купца Абрикосова.
Объявление компании Белла со списком первых абонентов, 1882 год
Сами телефонные аппараты, кроме значительного веса, не имели функции набора номеров. Чтобы вызвать того или иного абонента, нужно было снять трубку, покрутить ручку и назвать «барышне», с кем вас соединить. Но кто такие «барышни»? Это те самые телефонистки, которые занимались переключением коммутаторов на телефонной станции. Как правило, туда брали девушек в возрасте от 18 до 25 лет, незамужних, ростом от 165 см. Рост был действительно важен, поскольку телефонистке в сидячем положении необходимо было дотягиваться до панели коммутатора, чтобы осуществлять соединение между абонентами. Кроме того, необходимо было и образование, и милый голос, и выносливость. Работать требовалось по 7–8 часов в день без перерыва, запоминать, где находится гнездо для подключения того или иного абонента (а в час вызовов могло быть 70 штук), терпеть гнев и ругань абонентов, носить на себе тяжелую железную гарнитуру. Многие не выдерживали и увольнялись, хотя жалование телефонистки было по тем временам высокое — 30-40 руб. в месяц.
Телефонистка у коммутатора, начало ХХ века
Между тем Москва активно телефонизировалась. Уже к концу 1882 года город насчитывал 246 абонентов, спустя 10 лет — 1250, а к 1901 году — 2860. Связь вышла даже на междугородний уровень: телефонная линия Москва — Петербург была открыта 31 декабря 1898 года, а междугородняя станция расположилась на Мясницкой улице, в здании Центральной телеграфной конторы.
Тем не менее телефоном пользовалось лишь малая часть населения города, чья численность в начале ХХ века уже перевалила за миллион. Да и качество услуг компании Белла уже не поспевало за ходом прогресса. Поэтому в 1901 году Министерство почт и телеграфов разрывает с ними контракт и после торгов заключает новый контракт с Шведско-датско-русским телефонным акционерным обществом. На самом деле, за этим обществом стояла компания шведская компания Ericsson, которая сразу развила бурную деятельность. Например, в 1903 году она провела телефонную линию в московский Кремль, и на торжественное мероприятие прибыл сам Николай II. Сотрудники компании преподнесли императору подарок — телефонный аппарат, выполненный из слоновой кости. В том же году появились на улицах города и телефонные будки — первые в России. К 1915 году по Москве их будет насчитываться 93 штуки.
Прокладка телефонной канализации на Кузнецком мосту, начало ХХ века
Телефонизация пошла стремительными темпами. Новые владельцы построили к 1904 году здание Центральной телефонной станции в Милютинском переулке, которая обслуживала рекордные 60 тыс. номеров. Была проведена и модернизация самих сетей: для безопасности и стабильности работы их убрали под землю в специальные каналы. Но главное — была значительно снижена абонентская плата. Теперь за индивидуальную линию платили 63 руб. в год, за коллективную (на дом, к примеру) — 79 руб. в год, а предприятия платили по 102 руб. в год. Благодаря этой программе «Телефон в каждый дом» к 1916 году в Москве насчитывалось уже 55 088 абонентов. По этому показателю город находился в числе лучших в Европе.
Телефонная станция в Милютинском переулке, 1903 год
После двух революций 1917 года и победы большевиков в Гражданской войне наступает новая эпоха в истории московской телефонной связи. Но об этом мы расскажем в следующий раз.
Роман Голосов